Педсовет 3 марта 2018 года
Педагогический совет
«Возможности современных образовательных технологий
для достижения планируемых результатов по истории, обществознанию, ОРКСЭ»
Наш сегодняшний педагогический совет будет сосредоточен на методах и приемах формирования навыков устной спонтанной речи обучающихся, которые являются одним из планируемых метапредметных результатов на всех ступенях обучения. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1025 «О проведении мониторинга качества образования» дезориентировалпедагогов, обозначив устное собеседование формой проверки качества подготовки выпускников по русскому языку и возложив всю ответственность за формирование навыков устной спонтанной речи на учителей русского языка и литературы, в то время как устному выражению мыслей дети учатся абсолютно на всех предметах, а также и во внеурочной деятельности. Как отметила во время вебинара для учителей русского языка и литературы разработчик экзаменационных КИМов по русскому языку Ирина Цыбулько, уровень речевого развития школьников – это, помимо участия родителей, и сумма усилий абсолютно всех учителей. Поэтому устное собеседование по русскому языку, вводимое как допуск к ГИА в 9 классе, надо понимать не как узкое предметное испытание, а как общепредметный срез по сформированности навыков спонтанной речи.
В ходе нашей сегодняшней работы мы познакомимся с регламентом проведения устного собеседования, заострив внимание на типах предлагаемых заданий и системе оценивания; посмотрим открытые уроки и проанализируем их с точки зрения методики формирования навыков спонтанной устной речи. Эта работа актуальна для всех педагогов, потому что, помимо общедидактической цели – формирования коммуникативных навыков, - есть еще одна. Каждый из вас может быть задействован в устном собеседовании в качестве собеседника ученика, потому что оно будет организовываться, начиная с этого учебного года, в каждой школе силами своих педагогов. И от умения собеседника задать наводящие вопросы зависит полнота ответа школьника и общий результат собеседования.
Практическое задание № 1. Чтение текста вслух и пересказ (анализ таблицы № 1 - № 3). (Произвольный выбор одного участника +3 экспертов)
Задача участника №1 – выбрать нужный темп чтения и прочитать в соответствии с интонацией, которую требуют знаки препинания, а затем пересказать прочитанное близко к тексту, уместно используя цитату.
Задача всех остальных – оценивание по критериям.
На ознакомление с текстом у всех есть 2 минуты. Между чтением и пересказом 1 минута.
1 эксперт – оценка по таблице № 1, 3 - чтение
2 эксперт – оценка по таблице № 2,3 - пересказ
Учитель русского языка и литературы подводит итог и дает свою оценку по критериям.
Практическое задание № 2. Монологическое высказывание и диалог. Задача выступающего – сказать не менее 10 связанных по смыслу фраз по выбранной теме, а затем включиться в диалог с собеседником. Задача собеседника – внимательно выслушать и задать вопросы по теме выступления. (анализ таблицы №4-6) (Произвольный выбор шести участников + 9 экспертов – по три на каждый вид таблицы и каждый тип речи). Участники получают задание после того, как ответил предыдущий. На подготовку 1 минута.
Участник № 2 / Собеседник № 2
-Тема 1. Отзывчивость (описание фотографии) + диалог
Эксперт № 3 - оценка по таблице № 4, 6 – монолог
Эксперт № 4 - оценка по таблице № 5, 6 – диалог
Учитель русского языка и литературы подводит итог и дает свою оценку по критериям
Участник № 3/ Собеседник № 3
- тема 2. Домашние обязанности (повествование на основе жизненного опыта) +диалог
Эксперт № 5 - оценка по таблице № 4, 6 – монолог
Эксперт № 6 - оценка по таблице № 5, 6 – диалог
Учитель русского языка и литературы подводит итог и дает свою оценку по критериям
Участник № 4 / Собеседник № 4
- тема 3. Зависит ли жизненный успех от внешности? (рассуждение по поставленному вопросу) + диалог.
Эксперт № 7 - оценка по таблице № 4, 6 – монолог
Эксперт № 8 - оценка по таблице № 5, 6 – диалог
Учитель русского языка и литературы подводит итог и дает свою оценку по критериям
Анкета
1). Наибольшее затруднение у меня сегодня возникло при:
- пересказе
- описании фотографии
- рассказе о событии
- рассуждении по поставленному вопросу
- у меня не было затруднений
2). На уроках я обучаю:
- пересказу научного текста
- пересказу текстов, содержащих сюжет;
- описанию зрительных образов
- рассуждению по поставленному вопросу.
- умению задавать вопрос
- умению отвечать на вопрос полным ответом
- не акцентирую внимание на этих умениях
3). Я бы хотел(а) поучаствовать в мастер-классах по обучению:
- пересказу научного текста
- пересказу текстов, содержащих сюжет;
- описанию зрительных образов
- рассуждению по поставленному вопросу.
- умению задавать вопрос
- умению отвечать на вопрос полным ответом
- мне это не нужно
- другое (укажите, что именно)
Открытые уроки
Волошинович Т.А. – окружающий мир «Мастера печатных дел» (4 «А» класс)
Юплова И.А. – ОРКСЭ «Милосердие» (4 «А» класс)
Гайнуллина Е.Г. – история «В Александрии Египетской» (5 «А» класс)
Хромцова Т.Ю. – история «Смутное время» (10 «А» класс)