Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района "Беломорская средняя общеобразовательная школа №3"
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района "Беломорская средняя общеобразовательная школа №3"
  • 186500, г.Беломорск, ул. Воронина 1А
  • (81437) 51354
  • natashmelnik@yandex.ru
Поиск
Новости
16.11.2017

Педсовет 16 ноября 2017 года

16 ноября 2017 года прошел педагогический сове по теме «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в условиях реализации ФГОС»
03.11.2017

Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Подведены итоги школьного тура Всероссийской олимпиады школьников.
01.11.2017

Неделя Окружающего мира в начальной школе

с 16 октября по 27 октября 2017 года в начальной школе прошла предметная неделя по Окружающему миру
30.10.2017

Открытый Турнир МАОУ ДО

Открытый Турнир МАОУ ДО "Беломорская ДЮСШ им.А.В.Филиппова" по баскетболу среди школьников памяти тренера Ю.В. Кишкина.
21.10.2017

Республиканское родительское собрание для родителей выпускников

25 октября 2017 года в 18.00 на базе МОУ "Беломорский ИМЦО" состоится республиканское родительское собрание на тему подготовки и проведения государственной итоговой аттестации для родителей выпускников 9-х и 11-х классов.

Архив новостей

Главная страница / Воспитательная работа / Программа воспитательной работы ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР....

Программа воспитательной работы ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР....

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР»

Программа направлена на реализацию духовно-нравственного развития обучающихся  МОУ «Беломорская СОШ№3»
 

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы «Вокруг тебя мир» Педагогическая организация  процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится духовно-нравственное  воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учётом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: духовном, гуманистическом, социальном, диагностическом, коррекционном, экспериментальном и других.

Предметом духовно-нравственного воспитания  является воспитание человека – гуманной духовной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.

Индивидуальных подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а также условий его жизнедеятельности.

Особая  роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Воспитанию гражданственности и национального самосознания.

Намечается дальнейшая интеграция воспитательных факторов: школы, семьи, социума.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:

  • совместное сотрудничество учителей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;
  • воспитание существенных личностных качеств: духовности, патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;
  • духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние;
  • ориентация детей на вечные абсолютные ценности – Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.

Цель воспитания .

Главной целью в практике духовно-нравственного воспитания остаётся идеал личности, всесторонне и гармонично развитой, социально ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.

Динамическая её характеристика связана с понятиями самопознания, саморазвития, самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Задачи воспитания:

1.      Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников:

2.      Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;

3.      Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников;

4.      Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения в школе и последующей деятельности;

5.      Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни;

6.      Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор, приёмам саморегуляции и самовоспитания как важнейшие условия благополучной социализации и самореализации в грядущей взрослой жизни;

7.      Формирование человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего своё Отечество гражданина, пробуждение национального самосознания и характера.

При составлении программы учитывались естественные потребности человека:

  • Потребность в творческой деятельности по принципу: воспитывает не деятельность, а опыт. В основе – педагогическое кредо: жизненный опыт ребёнка должен быть успешен.
  • Потребность быть здоровым. Быть здоровым – значит чувствовать себя защищены, сильным, способным к саморазвитию, устремлённым в будущее, полнее и глубже чувствовать жизнь, переживать радость, счастье. В основе – народная мудрость: в здоровом теле – здоровый дух.
  • Потребность в защищённости и безопасности. Ребёнку в любом возрасте необходим психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего мира.
  • Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе. Человек, не научившийся уважать себя, любить себя никогда не будет уважать и любить окружающих. Из отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства. В основе – правило: помни – каждый человек уникален и неповторим. Формула нравственного поведения: если ты хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других.
  • Потребность в смысле жизни. Смысл жизни – источник «САМости», внутренней свободы. В.Франклин писал: «Смысл жизни нельзя дать, его можно только найти самому собственным трудом и усилиями». Потребность в самореализации. Способность к самореализации – важнейший признак личности. Д.Б. Эльконин писал: «Каждая личность способна к практически неограниченному духовному развитию » В основе – задача индивида: познать себя, познать возможности среды, условий, его окружающих, определить своё призвание.
  • Потребность в удовольствии, наслаждении. Жизнь – вещь самая ценная, и необходимо научиться ощущать её прелести, научиться быть счастливым, наслаждаться красотой природы, находить удовольствие в работе, отдыхе, общении с друзьями. Воспитание здесь – это воспитание чувств, развитие эмоционально-чувственной сферы, научение находить удовольствие в нравственном поведении, обогащение воспитанника культурно-этическим опытом.

В основу программы положены следующие педагогические принципы и подходы:

  • Принцип духовности. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
  • Принцип целостности. Целостно всё: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность. Нельзя делить мир на уроки литературы, алгебры, физики, химии.
  • Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.
  • Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растёт самоуважение.
  • Личностно – ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
  • Возрастной подход. Подростковый возраст – период самоутверждения, юношеский – самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ.

Первый этап – начальная школа (1-4 классы)

Главные задачи воспитательной деятельности:

  • формирование знаний о природе;
  • формирование культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;
  • ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в ДК;
  • развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;
  • развитие интереса к народному творчеству и его традициям;
  • усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «природа», «гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость».

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

  • любовь к Родине, к отчему краю, дому, где вырос;
  • способность к сотрудничеству;
  • милосердие к больным, престарелым, животным;
  • трудолюбие;
  • самостоятельность, честность;
  • бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество;
  • организованность;
  • готовность охранять и защищать природу.

Основные направления воспитательной деятельности.

1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

Классные часы: «Какие животные и растения у меня дома», «Человек в лесу», «Земля – наш общий дом», « Я – житель планеты Земля» и т.п.

Коллективные творческие дела: конкурсы рисунков «Край любимый, сердцу близкий», «Береги природу – наш дом!», конкурс стихов о природе, забота о птицах в зимнее время (кормление), озеленение класса, составление календаря погоды, экскурсии на природу, экологические мероприятия и т.п.

2. Приобщение к национальной культуре.

Классные часы: «Какие праздники проводились в старину», «Культура края в песнях, обрядах, народных промыслах», тематические экскурсии в школьный музей «История быта родного края», краеведческий музей г. Беломорска, конкурсы стихов о родном крае и т.п.

Коллективные творческие дела: фольклорные праздники «Здравствуй, гостья – зима!», «Масленица», «Рождественские колядки», конкурсы загадок, частушек, народных песен и т.п.

3. Формирование культуры поведения.

Классные часы: «Что такое этикет?», «Гражданином быть обязан», «Весёлые правила хорошего тона», «Учусь быть вежливым», «Кого мы называем честным?», «Можно и нельзя в жизни», «Соблюдай правила дорожного движения» и т.п.

Уроки доброты и вежливости: «Доброе слово и кошке приятно», «Давайте говорить друг другу комплименты», уроки этикета, проигрывание жизненных ситуаций и т.п.

4. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.

Классные часы: «Моя семья», «Ласковые слова маме», «Мои семейные обязанности», конкурс сочинений о семье и т.п.

Праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Мы за чаем не скучаем», «Когда ты, мама, рядом, жизнь светлее», «Защитники Отечества» и т.п.

Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.

5. Организация здорового образа жизни.

Классные часы: «Мой режим дня», «Как стать нехворайкой», «Курить – здоровью вредить!», «Путешествие к Мойдодыру», «Приглашение к зеркалу», «Моё любимое занятие», «Весёлые старты». Дни здоровья и т.п.

6. Формирование культуры отношений между полами.

Конкурсные программы: «Мальчишки – девчонки», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

О дружбе мальчиков и девочек» и т.п.

Уроки этикета: разыгрывание различных ситуаций (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у не помощи, защити девочку от обидчиков; говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь) и т.п.

7. Формирование культуры труда.

Классные часы: «На свете множество профессий» (встреча с родителями и их рассказ о своей профессии), «Самообслуживание в классе и дома», операции «Чистый класс», «Чистая школа», «Чистая улица», «Украсим класс цветами», уход за клумбами и т.п.

Второй этап – основная школа (5-8 классы)

Главные задачи воспитательной деятельности:

1.       формирование нравственного и духовного самосознания;

2.       воспитание ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой;

3.       приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;

4.       формирование экономического мышления;

5.       формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений.

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

  • любовь к Родине (большой и малой);
  • честность;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • самодисциплина, умение подчиняться и руководить;
  • нравственная позиция по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности;
  • умение вести достойный образ жизни;
  • владение экономическими понятиями;
  • наличие объективной оценки.

Основные направления воспитательной деятельности.

1. Общечеловеческие нравственные ценности.

Классные часы: «Что такое духовное богатство человека», «Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни», «Внутренняя и внешняя культура человека», «Правовые нормы жизни», «Познание как содержание жизни и развития человека», «Совесть – состояние души человека», «Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души), «Человеческая трагедия» (война, убийство, землетрясение, смерть), «Достоинства и недостатки человека», «Ответственность – мера добра и зла», уроки доброты и вежливости т.п.

2. Воспитание гражданственности и национального самосознания.

Классные часы: «История родного края», «Земляки на поле Славы». «Их именами гордится страна». «Светочи России», «Полководцы России», «Государственные символы России», «Конституция РФ», тематические экскурсии в школьный музей, краеведческий музей г. Беломорска, конкурсы стихов о родном крае, мероприятия на правовую тему, экологическую тему и т.п.

Коллективные творческие дела: фольклорные праздники «Здравствуй, гостья – зима!», «Масленица», « Ради жизни на земле», День единения России, конкурсы загадок, частушек, народных песен и т.п.

3. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.

Классные часы: «Моя семья», «Ласковые слова маме», «Мои семейные обязанности», конкурс сочинений о семье, Как готовить себя к семейной жизни», «Первая любовь. Какая она?», «Каким быть?», и т.п.

Праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Мы за чаем не скучаем», «Всё от женщины на свете», «Защитники Отечества» и т.п.

Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.

4. Формирование образа жизни достойного человека.

Классные часы: «Мой режим дня», «Курить – здоровью вредить!», «Путешествие к Мойдодыру», мероприятия по профилактика алкоголизма, табакокурения, «Подросток и закон», «От проступка до преступления один шаг», «Моё любимое занятие», «Весёлые старты», Дни Здоровья, соревнования по минифутболу, русской лапте, участие в туристических слётах и т.п.

5. Формирование культуры отношений между полами.

Конкурсные программы: «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», «О дружбе мальчиков и девочек», уроки этикета т.п.

6. Формирование культуры труда.

Классные часы: ««Самообслуживание в классе и дома», операции «Чистый класс», «Чистая школа», «Чистая улица», «Цветы на окне» и т.п.

7. Основы экономического мышления.

Классные часы: «Мир рыночной экономики», игра «Интеллектуальный бизнес», «Экономическое лото», викторины на лучшего знатока экономических знаний и т.п.

Третий этап – средняя школа (9-11 классы)

Главные задачи воспитательной деятельности:

1.      формирование нравственного и духовного  самосознания;

2.      воспитание ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой;

3.      приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;

4.      формирование экономического мышления;

5.      формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;

6.      развитие самосознания и самовоспитания;

7.      самореализация личности ребёнка.

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

Осмысленность личной жизни, целеустремлённость:

- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;

- наличие жизненных планов;

- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;

- понимание жизненной целеустремлённости.

Мировоззрение:

- знание современной картины мира;

- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания0;

- правовая культура;

- способность сделать правильный нравственный, социальный выбор.

Интеллектуальное развитие:

- информационный кругозор;

- потребность применять знания на практике;

- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;

- умение заниматься самообразованием.

Отношение к труду, обязанностям:

- добросовестность;

- исполнительность;

- настойчивость;

- самостоятельность;

- творческий подход к работе.

Личностные качества (черты характера):

- сознательная дисциплинированность, обязательность;

- порядочность, честность, правдивость;

- развитое чувство достоинства;

Отношение к окружающим:

- духовность,гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;

- бескорыстная забота о других;

- интерес к людям, общительность;

- доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам.

Культура поведения:

- умение контролировать себя;

- сдержанность, тактичность;

- культура речи.

Здоровый образ жизни:

- отсутствие вредных привычек;

- стремление к физическому совершенствованию;

- отношение к своему здоровью как к важной ценности.

Семья, брак, любовь:

- уважительное отношение к женщине, девушке;

- отношение к браку как важному жизненному выбору.

Эстетическая культура:

- наличие эстетического кругозора и вкуса;

- умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;

Отношение к природе:

- готовность сохранять и защищать природу;

- бережное отношение к окружающей среде .

Основные направления воспитательной деятельности.

1. Общечеловеческие нравственные ценности.

Классные часы: «Что такое духовное богатство человека», «Внутренняя и внешняя культура человека», «Правовые нормы жизни», «Совесть – состояние души человека», «Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души), «Человеческая трагедия» (война, убийство, землетрясение, смерть), «Достоинства и недостатки человека», «Ответственность – мера добра и зла», работниками правоохранительных органов т.п.

2. Воспитание гражданственности и национального самосознания.

Классные часы: «История родного края», «И помнит мир спасённый &», «Их именами гордится страна», «Светочи России», «Полководцы России», «Государственные символы России», «Конституция РФ», тематические экскурсии в школьный музей, краеведческий музей г. Беломорска, конкурсы стихов о родном крае, мероприятия на правовую тему, экологическую тему, встречи с работниками правоохранительных органов и т.п.

Коллективные творческие дела: фольклорные праздники «Здравствуй, гостья – зима!», «Масленица», « Ради жизни на земле», День единения России, конкурс народных песен и т.п.

3. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.

Классные часы: «Моя семья», конкурс сочинений о семье, «Как готовить себя к семейной жизни», «Первая любовь. Какая она?», «Каким быть?», и т.п.

Праздники: «Берегини», «Большие маневры», «Защитники Отечества» и т.п.

Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.

4. Формирование образа жизни достойного человека.

Классные часы: мероприятия по профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании, встречи с медицинскими работниками, «Подросток и закон», «От проступка до преступления один шаг», «Моё любимое занятие», «Весёлые старты», дни здоровья, соревнования по минифутболу, русской лапте, участие в туристических слётах и т.п.

5. Формирование культуры отношений между полами.

Конкурсные программы: «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!».

6. Формирование культуры труда.

Классные часы: ««Самообслуживание в классе и школе (дежурство, уборка)», операции «Чистый класс», «Чистая школа», «Чистая улица», «Цветы на окне» и т.п.

7. Основы экономического мышления.

Классные часы: «Мир рыночной экономики», игра «Интеллектуальный бизнес», «Экономическое лото», викторины на лучшего знатока экономических знаний и т.п.

Условия эффективной реализации программы:

  • Программа предполагает подготовку школьников к взрослой, самостоятельной жизни, становление ученика как духовно-нравственной личности;
  • Программа обеспечивает целостность образовательного  процесса на период обучения школьников в учреждении
  • Системность, целенаправленность и регулярность в работе повышает уровень духовного  развития личности;

рШ  Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности;

 

Помогает учителям искать собственные пути развития личности школьников.

 

 

Дата изменения информации: 05.05.2015 23:10